Ученые предложили ловить редчайшие космические радиовсплески смартфонами

Опубликовано

Ученые предложили ловить редчайшие космические радиовсплески смартфонами

Быстрые радиовсплески, природа которых остается неизвестной, удавалось зарегистрировать телескопами лишь несколько раз. Астрономы предлагают ловить их более широкой сетью – с помощью тысяч обычных людей и их смартфонов.

В 2007 г. астрономы впервые зарегистрировали внезапный, короткий и невероятно мощный радиоимпульс, который за несколько миллисекунд выбросил в пространство столько энергии, сколько Солнце выделяет за многие тысячи лет. Лишь после самых тщательных наблюдений ученые подтвердили, что этот быстрый радиовсплеск (Fast Radio Bursts, FRB) был не артефактом аппаратуры, не ошибкой, и имел именно космическое происхождение. Впоследствии удалось наблюдать еще несколько таких странных событий в новых и архивных данных, однако их природа остается совершенно непонятной.

Предполагается, что создавать столь интенсивные и короткие импульсы может слияние пары нейтронных звезд или гибель испарившейся черной дыры далеко за пределами Млечного Пути. А известный гарвардский астрофизик-теоретик Ави Лёб (Avi Loeb) считает, что быстрые радиовсплески рождаются все-таки на звездах нашей Галактики. В любом случае, для полноценной работы ученым очень не хватает наблюдательных данных. До сих пор известны чуть больше десятка FRB, и источник лишь отдельных из них удалось приблизительно локализовать.

Поэтому в статье, опубликованной журналом Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Ави Лёб и его израильский коллега Дэн Маоз (Dan Maoz) предложили новый, «общегражданский» подход к этой проблеме. Дело в том, что предыдущие всплески отмечались на таких длинах волн, на которых работают смартфоны и Wi-Fi связь. И если у пользователей будет установлено специальное мобильное приложение, оно вполне сможет следить за нужным диапазоном, отсылая данные в центр обработки, где специальные алгоритмы уже смогут выделить нужный сигнал из шума.

«Если FRB родится в нашей Галактике, почти на нашем заднем дворе, он проявится одновременно по всей планете, – говорит Лёб. – Если тысячи смартфонов зарегистрируют этот всплеск одновременно, это станет хорошим признаком того, что мы нашли именно нужное событие». Обосновав возможность использования такого подхода, ученые предлагают приступить к разработке распределенной системы наблюдений за FRB.

Впрочем, ожидание этого события может затянуться. По оценкам Лёба и Маоза, FRB в пределах Млечного Пути случаются раз в 30–1500 лет. С другой стороны, есть основания считать, что некоторые FRB, начавшись, продолжают иногда повторяться в течение десятков, а то и сотен лет. Так что вполне возможно, что один такой «активный быстрый радиовсплеск» сохраняется где-то неподалеку, и тогда мы зарегистрируем его достаточно скоро.

Naked Science © Naked Science