Кандалакша в истории страны. Папанинцы. Крушение дерижабля на Небло горе

Опубликовано

Кандалакша в истории страны. Папанинцы. Крушение дерижабля на Небло горе

Страницы нашей истории… Чем дальше , тем слабее память тех, кто не был участником и свидетелем давних событий.
И тем важнее найти человека, который поведает нам об этом. Человека, который, рассказывая об истории, людях, событиях, пропускает через себя все то, о чем говорит. Ведь тогда и мы, читая или слушая слова об исторических событиях, героях прежних дней или о тех, кто совершил подвиг сегодня, проникаемся душой, сердцем ко всему, о чем слышим и видим. Ирина Фёдорова - директор музея истории Кандалакши именно такой человек-небезразличный, душевный, светлый, неравнодушный и очень ответственный.
Она говорит об истории, показывая экспонаты, фотографии не просто, как профессионал, а как человек, который живет этим.

21 мая 1937 года произошло событие, которое имело огромное значение не только для нашей страны, но и для всего мира. В районе Северного полюса на лёд из самолёта была высажена четвёрка отважных полярников: начальник экспедиции деловитый, неунывающий, не теряющийся в самые трудные минуты – Иван Дмитриевич Папанин; радист – Эрнест Теодорович Кренкель; гидробиолог и гидролог – Пётр Петрович Ширшов; астроном и магнитолог – Евгений Константинович Фёдоров. Перед ними была поставлена задача: обосновавшись на дрейфующей в районе Северного полюса льдине, вести научные исследования и наблюдения.
​​Полярники, в суровых условиях Севера, за исключительно короткий срок, оборудовали на льдине размером 2,5 км на 1,5 км целый научный городок. Установили жилую палатку, из метровых снежных кирпичей построили домики для радиостанции и магнитной обсерватории, поставили на льду ветряк с динамо машиной. В снежных завалах соорудили хозяйственные и продовольственные склады, на которых хранилась еда на полтора года – без малого 5 тонн. Институт питания специально разработал для полярников продукты в виде порошков – включая куриное мясо и борщ.
Работали папанинцы за десятерых, часто в насквозь мокрой, покрывшейся льдом одежде. Температура в жилой палатке, порой, не поднималась выше -4°С, а порой и -15°С.
Несмотря на трудности , уже 6 июня 1937 года полярники подняли над полюсом Красный флаг СССР. Это была первая в мире научная станция «Северный полюс - 1».
​​Перед каждым из участников экспедиции стояли свои задачи: Кренкель передавал на Большую землю сводки погоды с Северного полюса, Ширшов изучал океанские глубины, течения, дрейфующие льды, животный мир, Фёдоров наблюдал за направлениями ветров, циклонами, магнитными бурями. Работали дружно, во всем помогая друг другу сутками стоять у приборов в ледяной обсерватории. Продолбив лунки во льду, толщиной более 3 метров, с помощью лебедки, которую приходилось крутить по несколько часов подряд, доставали пробы воды и грунта. И это большей частью в условиях полярной ночи, под грохот ломающегося льда. В пургу до лунок можно было добраться, только держась за канат.
Это действительно был подвиг, вся страна с волнением следила за работой папанинцев. За месяцы дрейфа они собрали огромный научный материал, имевший большое значение для освоения Арктики.
Льдина дрейфовала в течение 274 дней, двигаясь в сторону Гренландии, и прошла 2500 км.
Попав в более теплые воды, льдина начала таять, на ней стали образовываться целые озера талой воды. Перемещаться между лабораториями приходилось на надувной резиновой лодке.
1 февраля 1938 года радио принесло на большую землю тревожное сообщение с дрейфующей станции: «В результате 6-дневного шторма в 8 часов утра 1 февраля в районе станции поле разорвано трещинами от полуметра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300 шириной 200 метров. Отрезаны 2 базы, также технический склад с второстепенным имуществом. Из затопленного склада всё ценное спасено. Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно. В случае обрыва связи прошу не беспокоиться».
​2 февраля пришла новая телеграмма: «В районе станции продолжает разламывать обломки полей протяжение не более 70 метров. Трещины от 1 до 5 метров, разводья до 50. Льдины взаимно перемещаются. В пределах видимости посадка самолёта не возможна. Живём в шёлковой палатке на льдине 50 на 30 метров. Вторую мачту антенны ставим на время связи на вторую льдину». Исследователей необходимо было эвакуировать, но сделать это максимально быстро можно было только с помощью дирижабля. К моменту получения первой радиограммы дирижабль СССР В-6 уже был готов к полету. Планировалось открыть первую в стране дирижабельную грузопассажирскую линию по маршруту Москва – Новосибирск, но планы изменились - аэронавты начали готовиться к выполнению нового задания. Пять дней ушло на подготовку к полету. Был сформирован экипаж из 19 человек – опытных штурманов и бортмехаников. Первым командиром был назначен Гудованцев Николай Семенович, вторым командиром – Паньков Иван Васильевич. Предстоял сложнейший полет по неизвестной трассе, да еще и в штормовую погоду.
Февральский день 1938 года, когда экипаж «СССР - В6» вылетел на спасение папанинцев, был метельным. Аэронавты получили последнюю метеосводку, согласно которой «лететь было нельзя». Но экипаж понимал, что «лететь надо»! После трудной ночи полёта (изнурительной «болтанки») , к утру погода изменилась. Корабль скользил мягко, без тряски, сквозь густой серый туман. Перед Петрозаводском туман стал редеть. Сделав несколько кругов над городом, корабль взял курс на Мурманск. К полудню облака разошлись, открыв чистейшую синь неба. У экипажа поднялось настроение. Полет продолжался. Но к вечеру погода опять стала портиться. С наступлением полной темноты началась пурга. Дирижабль поднялся на высоту 500 метров и шёл со скоростью около 100 км/ч, однако ветром его сносило влево. Навигационные карты были старыми и оказались не точными. Гора Небло (около 70 км от Кандалакши), столкновение. Взрыв был слышен даже на станции Белое море. Весь корабль был объят пламенем. Огонь пожирал все: горела оболочка, плавился металл, горели деревья, горел снег, горели люди….
К утру первыми на место катастрофы добрались лыжники-спортсмены и пограничники. Из воспоминаний очевидца Долецкого В.А.,:
​ «Место катастрофы выглядело страшно: покорёженный лес, согнутый остов дирижабля, а вокруг что-то горит, коптит. Метров на 200 вокруг разбросаны части дирижабля, оборудование, продукты. Лежат обгорелые моторы, корзина для подъёма пассажиров, одежда, какие-то бумаги… Под ногами все почернело от взрыва, растительность местами уничтожена. Здесь же, среди обломков дирижабля, трупы погибших членов экипажа. У костра на подстланном куске оболочки шестеро уцелевших. Трое из них ранены. У одного повреждена рука и рана на голове, у другого что-то с ногой. Третий обгорел, у него повреждена нога и пробита грудь».
Среди спасшихся были бортмеханики Алексей Бурмакин, Дмитрий Матюнин и Константин Новиков, радиоинженер Арий Воробьёв, инженер Владимир Устинович и 4-ый помощник командира Виктор Почёкин. В память об отважном экипаже дирижабля СССР - В6 названа одна из улиц Кандалакши- «улица Аэронавтов» и установлена мемориальная доска с информацией о событиях истории, связавшей наш город с научными исследованиями на Северном полюсе.













Комментарии

Ещё нет комментариев. Станьте первым!



© 2021 - Цитирование материалов сайта допускается при активной гиперссылке на страницу с текстом цитирования, чётко различимой по цвету от остального материала страницы.