«Корабль», который нас спасёт

Опубликовано

В преддверии главного православного праздника мы не случайно говорим о «вечных» ценностях

«Душа человеческая всегда ищет смысла, ищет объяснения своего существования, бытия. И эти поиски приводят, в конечном итоге, к желанию познать истину…» Сказано недавно Валентином Масневым, священнослужителем православного храма Рождества Иоанна Предтечи. И сказано своевременно. Поскольку, на мой взгляд, отражает суть всего, с чем связано понимание предстоящего праздника. С новым кандалакшским «батюшкой», как его сейчас называют горожане, мы беседовали долго. Собирались говорить о Пасхе. Получилось – о жизни.

 

 

Испытание для корреспондента

Писать о Пасхе лично мне, человеку насквозь светскому, невероятно трудно. Но если не пробовать, то рискуешь застрять на всю жизнь в проблемах сплошь криминальных да коммунальных. О духовном надо, конечно, тоже… Правда, всегда нависает страх: как бы не вышло «ни о чём и сразу обо всём». Терпеть не могу отсутствие конкретики. Поэтому начнём именно с неё (насколько это вообще возможно в данной теме).

  

Концепция праздника

«Этот праздник так или иначе привязан к каждому человеку, – отвечает на первый вопрос отец Валентин. – Независимо от вероисповедания. Хотя, конечно, имеет значение вера человека и принятие этого Пасхального Благовестия. Пасха – не просто праздник, но и суть христианства».

 

Если обратиться к апостольским посланиям и Первой проповеди апостолов, то, по словам Валентина Маснева, нас ждёт некое открытие: апостолы не повествуют об учении Христа, не рассказывают Нагорную проповедь и о чудесах Христовых. Но говорят о самом главном – о том, что Христос умер за наши грехи и Воскрес. «Это Пасхальное событие и есть основа всего».

 

А потому христианство, подчёркивает иерей Валентин, не учение и не моралистика. Это – рассказ о факте. Однако необычайность его заключается в том, что данное событие – часть нас (не случайно же в Послании к римлянам говорится: «Дух того, кто воскресил Христа, пребывает и в нас»).

  

Главное – разобраться в себе

К христианской истине, по мнению Валентина Маснева, человек прикасается в разных жизненных ситуациях: в трудностях и радостях, в скорби и празднике… Ведь любой человек ищет! Находит ли? Другой вопрос (вопрос времени). Кто находит в материальных ценностях, кто в иных. Но, обретая понимание, что снова чего-то не хватает, опять ищет… То есть, по сути, продолжает свой путь: в вине ли, в семье ли, а может, в профессии... Полностью удовлетворённых нет. И всё же великая радость для каждого – обрести понимание, разобравшись в себе самом.

 

Легко сказать! Да трудно сделать…

 

А как сделать?

 

«Когда нам плохо, – продолжает Валентин Анатольевич, – мы пытаемся вытащить себя из проблем. Кто запивает, закуривает. А кто по-другому. И в этот момент важно найти себя, понять».Немного позже, в рамках ещё одного вопроса, отец Валентин добавляет: «Трудиться надо! Не пребывать в праздности». «Бездействовать, – признаётся, что убедился на собственном опыте, – ну никак нельзя. Ведь жизнь – это движение».

 

И это ещё не вся философия. Во многом она непростая, но в принципе доступная пониманию «человека разумного»: от себя начинается всё. И путь к Богу, соответственно, тоже. А чтобы начать, сразу не закончив, и пройти успешно, свою жизнь, неповторимую, надо почувствовать и оценить. И полюбить себя.

 

Нужно, как мудро подметил Валентин Маснев, «строить осознанно, по кирпичику складывая свою жизнь». А «кирпичики» эти просты и всем известны: семья, слово, внимание, ласка, забота, терпение, прощение, разговор с детьми, способность остановить конфликт… Так и дома, и на работе. «Всё это нам уже дано. Мы только выбираем – воспользоваться или нет».

  

Когда начинаем созидать, поднимаемся

В этом смысле важно ещё одно соображение, мне особенно близкое: создавая хорошее, мы строим своё счастье. Поэтому взойти на «корабль», который спасёт, если вдруг что, по силам именно тем, кто вкладывает в своё спасение.

 

«Спастись», в религиозном контексте, приобретает дополнительное значение – «воскреснуть». И, возвращаясь к концепции праздника Пасхи, уместно привести ещё одни слова нашего собеседника:«Воскресение Христа – это победа над смертью. Но часто люди вообще забывают о Боге, выводят его за грани души, проживая жизнь как хочется. То есть мы как бы своими грехами постоянно прибиваем его к Кресту».

  

Протянуть руку

 

Момент Пасхи, кстати сказать, воплощён в русской иконографии. И «ключевой» в этом смысле является икона «Сошествие во ад». В ней представлена «ситуация» за день до главного события. Это Великая Суббота. Спаситель погружается в бездну, тьму (ад). Мы видим Адама и Еву, руки которых держит Господь. В его сторону устремляется вторая рука каждого из них. Оказавшись на «дне жизни», Господь поднимает оттуда всех людей. Поднимает, спасая.

 

Это и есть своего рода «точка» отсчёта всего и смысл Воскресения, выразившийся в «золотом правиле» православия: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». «Так что от нас нужно? – заключает отец Валентин. – Да немногое… Чуть-чуть протянуть к нему руку».

  

За несколько дней до Пасхи

Сейчас Страстная Неделя. Период, когда каждый день наполнен особым смыслом. В это время не во вред будет, по мнению священнослужителей, подготовить свою душу и сердце к основному празднику. При этом, аккуратно напоминают в кандалакшском приходе, хорошо бы осознавать, что ты делаешь и зачем. Ведь, к примеру, «Чистый четверг» отнюдь не сводится к традиции уборки в доме. Прежде всего, имеется в виду «очищение души». Что предполагает (хотя и не обязывает) посещение церкви, покаяние, причащение.

 

Не пугать, не осуждать

Взамен привычному для подобных статей послесловию завершение хотелось бы сделать в нотах демократичных и слегка юмористичных. В связи с чем приятно сообщить о совпадении двух мнений: во время наших интервью Валентин Маснев и настоятель Предтеченской церкви отец Силуан говорили о ненавязывании точки зрения и предоставлении человеку выбора – в том, как думать, решать, поступать. Приведу один из разговоров…

 

Корр.: Великий Пост. По моим наблюдениям, многих людей он пугает…

 

Отец Силуан: Да. Есть определённые страхи. Поскольку это предполагает воздержание от того, к чему люди привыкли в течение года. Человек – простое существо. Он целый год ел мясо, пил напитки разного «калибра», мог пойти туда, сюда… И вдруг ему говорят: это всё нельзя! Причём надолго. Любого нормального, адекватного, здорового человека это испугает. Тому, кто не совсем в ритме церкви, будет тяжело. Поэтому для каждого время ограничений раскрывается по-разному. Но каждому дано понести это по его возможностям»

 

Корр.: А жениться в Пост можно?

 

Отец Силуан: Что здесь важно понимать… Брак, по определению, состоит из трёх «элементов»: заключение, венчание и совместная жизнь (в том числе появление детей). В дни Поста регистрировать гражданский брак не запрещается. Хотя процедуру его заключения в это время можно сделать более сдержанной, учитывая специфику периода. Однако опять же – всё индивидуально (какие, например, гости – религиозные или нет).

 

А вот венчание заканчивается за неделю до Великого Поста. И потом начинается уже после Красной Горки (в нынешнем году – 27 апреля, примеч. корресп.) – после Антипасхи.

 

Корр.: А третий «элемент»?

 

Отец Силуан: Что касается совместной жизни, на время Поста супружеские отношения требуют воздержания. Но имеется масса исключений… Скажу так: если брак готов к этому, то хотя бы ради тренировки организма стоит последовать правилу. Но если не по силам, то лучше всё оставить так, как есть, в привычном режиме.

 

Беседовала Ирина Грачёва

 













Комментарии

Ещё нет комментариев. Станьте первым!

© Цитирование материалов сайта допускается при активной гиперссылке на страницу с текстом цитирования, чётко различимой по цвету от остального материала страницы.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru