Первые поселения Заполярья: Корельский погост, Варзуга и Умба

Опубликовано

Первые поселения Заполярья: Корельский погост, Варзуга и Умба

С XV века на Кольском полуострове появились три первые поселения. Два посёлка - Варзуга и Умба существуют и в наше время, а Корельский погост остался на страницах древнейших летописей. Считается, что первые поселения, в которых обосновались поморы, появились на Кольской земле ещё в XI-XII веках. Но их об этих сёлах нет никаких упоминаний в летописях тех лет. Оттого принято считать, что первое постоянное поселение возникло с XV века, когда старец рассказал в своем письме о маленьком селе на Крайнем Севере.



Корельский погост


Самое первое поселение Заполярья впервые упоминается в источниках новгородских летописцев. Так, в письме, датированном 1419 годом, говорится о Корельском погосте на реке Варзуга, который был разрушен норвежскими войсками.

Как считают историки, погост в Варзуге называли Корельским, поскольку он был основан преподобным Евфимием Корельским и его учениками из Николо-Корельского монастыря.





Эти священнослужители родом из Архангельской области, были первыми переселенцами, которые основали на Кольском полуострове постоянную обитель.

А наименование «погост» свидетельствует о христианском характере поселения – создатели были людьми, которые посвятили свою жизнь служению церкви.

Между прочим, Николо-Корельский монастырь также упомянут в новгородских летописях 1419 года. В древней хронике указано, что святыня была сожжена норвежцами.



Умба и Варзуга


С момента разрушения Корельского погоста в русских летописях не упоминалось о постоянных поселениях на Кольском полуострове. Только спустя 47 лет, в документах Соловецкого монастыря, появились упоминания о двух сёлах Заполярья.

В 1466 году Тимофей Ермолинич указал в своем письме, что он передаёт свои угодья на реке Варзуга Соловецкому монастырю из Архангельской области. Старец указал, что отдаёт храму в земельное владение Умбу и Варзугу.

С тех пор на Кольском полуострове возникли постоянные поселения, в которых переселенцы строили дома, занимались промыслом, исследовали новые территории Заполярья.



Как появилась Умба


Первоначально переселенцы из Архангельской земли обосновались возле устья реки Вялы, впадающей в Умбу. Поморы поселились на неприметной территории, чтобы защитить свои семьи от недругов.

Спустя несколько лет северяне начали строить дома возле реки Умбы, которая была богата подводной фауной. Так возникшее новое селение стали называть Новой Умбой, а старое – Воскресенским погостом.

Но поморы всё же не смогли избежать вражеских набегов. В 1589 году Умба была разграблена и сожжена шведскими войсками. Однако после нашествия врагов поморы вернулись к прежнему укладу жизни.

Основой всего хозяйства у жителей Умбы была добыча рыбы и нерпы. Осенью они забивали тюленей, выходящих в больших количествах на камни, а весной добывали зверя на льду. Охотники обменивали свою добычу, либо продавали её поморам, приходящим из Кеми.





Помимо ведения хозяйства, жители Умбы практиковались в письме - они составляли договоры, прошения и грамоты.

Причем, как отмечают историки, уровень грамотности у северян был не ниже, чем в других поселениях России.

Согласно старинным летописям, в середине XVIII века в сельской общине состояло 300 человек. Спустя век умбские крестьяне на собственные средства построили церковь Воскресения Христова. Это деревянное строение 1894 года, построенное руками поморов, до сих пор находится под северным небом Умбы.





Об истории Варзуги


Важную роль в жизни Варзуги играл Соловецкий монастырь, которому досталась во владение эта территория. Благодаря служителям церкви в поселении строились дома и храмы, велось хозяйство.

Жители деревни разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей и оленей. Однако, в основном, они занимались рыболовством.

Выращивание сельскохозяйственных культур поморам не удавалось из-за сурового климата. Но в реке Варзуга переселенцы добывали жемчуг из раковин, который, впоследствии, продавали.





В середине XVI века в мирную жизнь поморов вторгся московский карательный отряд опричника Басарги Леонтьева, который разгромил жилища крестьян.

Поморы лишись домашней утвари, одежды, промысловых судов, рыболовных снастей и прочих орудий труда.

В Варзуге поморы также оставили после себя след в истории. Например, Успенская церковь, основанная церковнослужителями Соловецкого монастыря в
конце XVII века. Этот храм стоит в селе Варзуга на протяжении четырех веков.


Фото: kandalaksha.org, www.nat-geo.ru

 

 

 













Комментарии

Ещё нет комментариев. Станьте первым!

© Цитирование материалов сайта допускается при активной гиперссылке на страницу с текстом цитирования, чётко различимой по цвету от остального материала страницы.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru