Ювелирная сосна

Резьба по дереву - не самое женское занятие. Так кажется на первый взгляд. Однако кандалакшанка Маргарита Стриленко своими работами доказывает обратное. Познакомиться с творчеством северянки можно в Культурно-выставочном центре Русского музея - на выставке «Зеркало моей души». В зале представлено более 100 произведений: подсвечники, ларцы и шкатулки, вырезанные из дерева, а также различные емкости, фигурки и игрушки, расписанные в традициях различных областей России.

- Эта экспозиция посвящена юбилею автора. Нынешний год богат на круглые даты северных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, - сказала старший научный сотрудник музея Наталья Клишина. - Маргарита Николаевна - один из немногих мастеров, у которых есть художественное образование. Ее главная специальность - резьба по дереву. Казалось бы, это умение больше присуще мужчинам, но только взгляните на произведения, созданные северянкой! Обратите внимание, какие тонкие и изящные подсвечники. А шкатулки?! Это просто восторг.

Материалом для этих изделий служит в основном сосна. Мастерица использует различные способы обработки - прорезную и рельефную резьбу. Самое интересное заключается в том, что каждый из экспонатов создан из единого цельного куска дерева, без клея или других соединительных средств. Ажурные подсвечники и шкатулки в виде цветов получаются сродни творениям ювелиров, настолько изящны. Чтобы создать такие, необходимо иметь, как говорится, твердую руку, знания и чувство стиля. С этим у Маргариты Стриленко все в порядке.

Мастер пробовала себя не только в резьбе, но и в плетении из бересты и росписи по дереву. Последняя также представлена на выставке. Здесь можно увидеть и традиционные для Русского Севера мотивы, и современные.

Любимая Мезень

- Глубокий и давний интерес художника к северным росписям позволил показать, как достойно может вписаться старинная методика в современный интерьер, - продолжила Наталья Клишина. - Автор овладела северодвинскими росписями, и в результате мы видим удивительную картину. К примеру, самая старинная из этих росписей мезенская. Она сочетает два цвета: красный или коричневый со светлым. В ней Маргарита Стриленко удивительна, она достигла больших высот в этой технике.

 

Мезенская роспись.
Мезенская роспись.

 

Мезенская роспись существует уже более двух веков, возникла в начале XIX века. В наши дни в целом технология и техника сохранились, лишь чаще стали применяться кисти. Еще одно изменение в том, что раньше этим видом творчества занимались, как правило, мужчины, сейчас большая часть мастеров - женского пола.

Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное: каким-то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая черточка, каждый квадратик, ромбик орнамента, равно как и каждая фигурка животного или птицы, глубоко символичны. Эти символы берут свое начало еще с наскальных рисунков - знаки огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие сейчас органично вплетены в орнамент и фактически являются видом древнего письма. Так, например, в произведениях Маргариты Стриленко очень часто встречается конь. Это изображение в традиции народов, издревле населявших Север, символизирует восход солнца.

Матрешки-саамы

В фондах областного художественного музея хранится очень много произведений, созданных кандалакшанкой: начиная от кувшинов и заканчивая неваляшками и матрешками. Мастер не останавливается на одной лишь мезенской росписи. В ее творческом багаже имеются изделия, созданные в традициях борецких, пермогорских мастеров.

 

 

- Маргарита Николаевна пробовала себя также и в городецкой росписи, но, видимо, душа не легла к ней, поэтому работ не очень много, - сказала Наталья Клишина. - В последнее время стали популярны деревянные изделия с новыми мотивами. Наверняка большинство видели матрешек с изображениями президентов различных стран. Наша землячка решила выбрать другое - пропагандировать край, в котором живет. Почему бы и нет? Обратите внимание, какие милые матрешки, созданные в саамской тематике.

Действительно, семиместная традиционная русская игрушка завораживает. Нельзя просто мельком взглянуть на нее, необходимо внимательнее присмотреться к узорам, ведь на каждой составляющей он разный. Самая большая символизирует мужчину, главным элементом орнамента этой фигуры стал олень. Игрушка поменьше - женщина, ее оформление - детская кроватка. Дальше идут дети - с рыбой, собакой и другими элементами.

Северный мотив можно увидеть и на неваляшках. Их Маргарита Стриленко делает в форме яйца, шара, матрешки и саамов. Наверняка посетителей заинтересуют и старинные игрушки - бирюльки. Северянка мастерски расписывает их, несмотря на миниатюрный размер: каждая деталь не больше двух-трех сантиметров, однако все элементы узора прописаны четко.

Одним словом, выставка «Зеркало моей души» получилась очень яркой, насыщенной, интересной и теплой. Наверняка произведения мастера подарят гостям заряд радости и оптимизма. Экспозиция открыта до 19 апреля.