Нам есть, чем гордиться
Наша малая Родина – Кандалакша – удивительна, глубока и многогранна в плане историко культурного наследия. Она по праву считается жемчужиной Кольского края, и ее «суровая красота Поморья» не только мила сердцу Кандалакшан , но и притягательна для каждого гостя нашего города. Сейчас,в дни празднования 72-годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, хочется вспомнить события героического прошлого нашего города. Мы многое знаем о войне, о планах фашистской Германии в отношении Кольского полуострова, о периодах боевых действий на Кандалакшском направлении, а вот какой вклад внесло мирное население в общее дело победы и какие подвиги совершали наши соотечественники в тылу – знаем мало. А ведь историю творят люди, и вклад в героическую историю родного края внесли кандалакшане, наши деты, прадеды, отцы, братья, сестры …Мы видим их лица на фотографиях в семейных альбомах и во время проведения Всероссийской акции «Бессмертный полк». Понимаем, что это – наши корни, и что их непрожитые жизни были отданы именно нам, их потомкам. Невозможно изменить историю, но сохранить светлую память обо всех, кто дал нам возможность жить под мирным небом – наша первостепенная задача.
Давайте все минуту помолчим,
Помянем с болью тех, кто не вернулся,
Кто в полный рост о пулемёт споткнулся,
Идя в атаку сквозь огонь и дым.
Кольскому полуострову в планах фашистской Германии уделялось особое место, поскольку учитывалось его огромное стратегическое и экономическое значение. Северные морские коммуникации и Кировская железная дорога, связывающая Север с центральными районами страны, запасы полезных ископаемых, - все это сделало Кандалакшское направление важнейшим на северо-западе театра военных действий.
Немецко-фашистские войска начали наступление 1 июля 1941 года, ставя перед собой целью взять город не позднее 15 числа. Вражеские самолеты бомбили Кандалакшу по 15-16 раз в сутки. Город стал прифронтовым, перестроив мирную жизнь населения на военный лад.
К строительству оборонительных сооружений были привлечены все кандалакшане, владеющие строительной специальностью. Им в помощь прибыли 16 тысяч человек из Архангельской области, 6 тысяч из которых – женщины. Условия труда были очень тяжелыми: болота, сопки, обстрелы вражеской авиации. Корпусной инженер Пляскин писал: «С большими трудностями развернули работы на огромном пространстве. Приближаются холода и дождливая осень, а здесь, испытывая мытарства и лишения, с невероятной выдержкой продолжают работать 16 тысяч архангельских и около 4 тысяч кандалакшских тружеников. Среди них около шести тысяч женщин, девчонок. Жутко тяжело смотреть на этих плохо одетых и плохо накормленных, но героических людей. Как-то они выдержат? Ведь на ногах у некоторых неказистые туфельки…».
И не смотря на лишения, люди свою задачу выполнили: за три месяца 1941 года построили пять линий обороны, включающих в себя более тысячи окопов, несколько сот дотов, сотни землянок, десятки километров ходов сообщений, завалов и засек, проволочных заграждений, рокадных дорог, более сотни наблюдательных пунктов. В ряде мест были оборудованы блиндажи для командных пунктов и полевых госпиталей. Шестая линия обороны, сделанная населением города, легла вокруг Кандалакши.
Силами горожан были оборудованы не далеко от поселка Белое море и горы Гремяха временные военные аэродромы. Только для того, чтобы выровнять площадку, пришлось перелопатить тысячи кубометров грунта. Землю и песок отвозили на обочины тачками, по устроенным для этого дощатыми настилами - дорожкам. Чтобы самолеты могли нормально взлетать и приземляться, полосу длинной в 1300 и шириной в 180-200 метров требовалось покрыть глиной и утрамбовать. Кроме взлетной полосы на аэродроме были сооружены 12 стоянок для самолетов, 14 землянок для летчиков и техников, командный пункт, столовая, иные служебные и бытовые помещения. В некоторых местах были сооружены и ложные аэродромы. Немецкие летчик принимали установленные там макеты самолетов за настоящие боевые машины и попусту расходовали боезапас.
Крайне ответственная и очень тяжелая работа выпала на долю тех, кто обеспечивал эвакуацию населения. В Кандалакшу из Мурманска, Мончегорска, Кировска и других мест ежедневно прибывали тысячи женщин, детей, стариков. Люди скапливались у порта, на берегу залива под открытым небом. Беспомощным, неустроенным, измученным людям постоянно угрожала опасность налета вражеских самолетов. Порт был небольшим, и справиться с таким потоком грузоперевозок было очень сложно. Выход нашел начальник порта Кузьмин. С Лесозавода были прибуксированы плоты-сигары сплоченного леса, которые увеличили линию причального фронта, что ускорило обработку судов. Эвакуация населения и промышленного оборудования длилась два месяца, и ни одно судно, ни один человек не пострадали!
С первых дней боевых действий на Кандалакшском направлении в город хлынул поток раненых. Школы превратились в госпитали, в том числе нынешняя школа №1, стали эвакогоспиталем №1440 на 500 коек. Возглавил его доктор Адольф Филиппович Иоффе. Здесь располагались нейрохирургические, глазное и челюстное отделения. Рабочий день врачей и медсестёр медсанбатов и фронтовых госпиталей нередко длился по несколько суток. Бессонные ночи медицинские работники неотступно стояли возле операционных столов, а кто-то из них еще и вытаскивал на своей спине с поля боя убитых и раненых.
Первых раненых бойцов с передовой принимал полевой подвижной госпиталь № 2214. Он располагался на 98-м км старой дороги Кандалакша-Алакуртти. В конце июля 1941 года он был переведен на 19-й км, а в 1942 год был передислоцирован в район станции Нямозеро. СВ Кандалакшу раненых доставляли через 121-й эвакопункт, который был развернут на 28 км, на берегу озера Канда. Кроме этого в каждом соединении были медицинские санитарные батальоны.
В конце августа 1941 года отличилась старший фельдшер 352-го медсанбата 104-ой дивизии Александра Дмитриевна Суханова.На рассвете 22 августа к перевязочному пункту, расположенному на опушке леса, стали подходить раненые. Медик им оказывала первую помощь но вскоре на ее плечи легла другая забота: лес, в котором находился перевязочный пункт, окружили немцы и свободным оставался только путь через топкое болото.
По этому болоту смелая женщина в течение шести дней и ночей вывела из окружения около четырехсот раненых, способных ходить, но более 120 тяжелораненых продолжали оставаться на месте. Продовольствие кончилось, медикаменты на исходе, но главное - на перевязочном пункте в любой момент могли проявиться фашисты. Тогда раненым грозила неминуемая смерть. Александра Дмитриевна с группой санитарок и раненых, которые могли хоть немного двигаться, начала прокладывать дорогу через болото. С неимоверным трудом за несколько суток дорога была проложена, и по ней двинулись машины с ранеными. На подножке последней машины стояла сама фельдшер.Один участок дороги, около 500 метров, просматривался и обстреливался противником. Первые машины проскочили этот участок благополучно, а последняя была буквально изрешечена пулями и осколками. Суханова была контужена. Едва придя в себя, она вместе с шофером принялась оказывать помощь бойцам, получившим новые ранения. Налетела вражеская авиация. Часть поврежденных машин, спасаясь, пришлось бросить. К счастью подоспела помощь - обоз из 60 вьючных лошадей, которых с грузом сухарей и медикаментов к ним на помощь выслало командование дивизии.В конце декабря 1941 года член Военного Совета Карельского фронта вручил старшему военфельдшеру заслуженную награду. Пожимая медику руку, генерал сказал: «Вы первая женщина на Карельском фронте, награжденная орденом Боевого Красного Знамени».
В здании железнодорожной поликлиники под руководством Сологуба Гаврила Андреевича был создан филиал Мурманской областной станции переливания крови для ее дальнейшей поставки в госпитали Волховского и Карельского фронтов. За время войны 3000 доноров сдали свою кровь. Было заготовлено 8 тон консервированной крови. Количество доноров в 1942 году составляло 1079 человек, 1943 году - 2256 человек, 1944 г. - 3652 человек, 1945 г. - 348 человек (для сравнения в мирное время, 1960 году - 165 человек). Г.А. Сологуб награждён орденами Трудового Красного Знамени, Знак Почёта, Красной Звезды, многими медалями, ему было присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР».
Продолжение в следующем номере
НОВАЯ РУБРИКА
Информация для статьи предоставлена из фондовых источников городского музея Кандалакши.
Каждый из обозначенных фактов имеет свое подтверждение в музейной экспозиции. Рубрику ведёт директор музея Федорова Ирина Валентиновна
А тем временем в этом разделе:
Ещё нет комментариев. Станьте первым!
|