Редкие экспонаты

Как создаются музеи? Накапливаются экспонаты, собираются документы. Затем выбирается помещение, где все это можно разместить.

Музей Кандалакшского локомотивного депо существует уже много лет. Расположен он в просторном зале одного из административных зданий. Это закрытая территория предприятия, пройти сюда можно, но предварительно оформив пропуск.

Хранительница коллекции Валентина Попкова с гордостью демонстрирует самые ценные экспонаты: бронзовый памятник Ленину, первое знамя паровозного депо, вышитое вручную еще в период интервенции, форму железнодорожников - кители и фуражки разных времен. На стене - чугунные товарные знаки, снятые со списанных тепловозов и электровозов. По ним можно проследить всю географию советского локомотивостроения: Брянск, Харьков, Луганск, Рига.

 

Валентина Попкова - хранительница музея.
Валентина Попкова - хранительница музея.

 

Есть вообще уникальные вещи. К примеру, самодельный миноискатель. В годы войны с его помощью машинист электровоза нашел на путях более 20 таких боеприпасов - фашисты постоянно минировали Кировскую железную дорогу, стремясь прервать доставку грузов из Мурманска на фронт.

Словом, экспонатов много - и в самом зале музея, и в хранилище.

Валентина Александровна говорит:

- Обидно, что не показать все! Столько всего интересного накопилось.

От пара к электричеству

Кандалакшское паровозное депо - одно из старейших предприятий нашего края. Оно было создано в 1915 году в районе кандалакшской пристани. Задача перед рабочими стала непростая: ремонтировать локомотивы, которые перевозят грузы на только что построенном участке железной дороги Кандалакша - Семеновская бухта (Мурманска тогда еще не было, только порт и станция).

 

 

В депо собирали прибывшие из Америки и Англии в разобранном виде машины. Их доставляли водным путем через Архангельск в Кандалакшу.

В 1925 году на месте деревянного депо построили новое, каменное, с кругом для разворота паровозов.

А потом развитие пошло семимильными шагами. В 1935 году дорога от Кандалакши до Кировска уже была электрифицирована. На участке начали работать электровозы ВЛ-19-40. Первые буквы в их названии означали «Владимир Ленин». Один из таких электровозов установлен у входа в Кандалакшское локомотивное депо. По соседству стоят еще несколько памятников-раритетов. Все отреставрированы, в кабинах машинистов сделан ремонт - все для посетителей, желающих познакомиться с историей.

Инициатива снизу

Внутрь паровоза по крутой лестнице мы залезаем вместе с Ильей Серегиным. В депо он работает инженером. Его отец Николай Евгеньевич также трудится здесь, сейчас возглавляет профсоюзную организацию предприятия.

 

Илья Серегин.
Илья Серегин.

 

- Не так давно у нас возникла идея создать из музея Кандалакшского депо большой музейный комплекс, как в Санкт-Петербурге. А чем Кандалакша не достойна такого же? Ведь это одна из крупнейших железнодорожных станций. Грузовые локомотивы, которые мы обслуживаем, ходят по Октябрьской, Северной и Горьковской железным дорогам, - рассказывает Илья.

Участвовать в создании музейного комплекса готовы многие работники депо. Что-то можно сделать своими силами, на общественных началах, где-то железнодорожное начальство поможет, но с поддержкой городских и областных властей все могло бы пойти гораздо быстрее.

Что придумал Илья Серегин? В конце декабря он оказался в Мурманске на большой пресс-конференции губернатора. Его пригласили туда как блогера, ведущего страничку локомотивного депо в соцсетях, занимающегося историей предприятия. Илье удалось задать вопрос главе региона, рассказать об идее и пригласить Андрея Чибиса лично посетить место, где, как предполагается, можно разместить музейный комплекс.

Дом для локомотивов

Место это называется веерным депо. Здание расположено в двух шагах от железнодорожного вокзала Кандалакши. Несколько старых массивных деревянных ворот закрыты на замки - внутри пусто. Когда-то там ремонтировались паровозы, а затем тепловозы и электровозы. Перед депо был выложен поворотный круг, где локомотивы могли бы развернуться.

Само здание уникально: одно из самых старых в Мурманской области - 1925 года постройки. Сложено веерное депо из огромных камней, скрепленных цементом. Стоит еще довольно крепко, если оштукатурить, покрасить - просто шедевр архитектуры будет.

Вот здесь-то Илья Серегин и предложил разместить музейный комплекс. Даже составил план, где и что можно сделать.

 

 

Сколько в разных депо на Октябрьской железной дороге стоит старой, списанной или замороженной техники! Сколько уникальных станков, других раритетов, которые отправят на свалку металлолома. Можно было бы собрать вместе экспонаты, в самом веерном депо поставить старые локомотивы, чтобы лучше сохранялись. Откопать засыпанный землей поворотный круг, разбить парк, оборудовать, как было раньше, фонтан. Прекрасное новое место отдыха появилось бы в городе.

Так думает Илья Серегин - простой парень, еще только начинающий трудовой путь в локомотивном депо. Он изучает историю своего предприятия, гордится ею, уважает заслуги предшественников - железнодорожников Кандалакши - и готов сделать все, чтобы сохранить о них добрую память.