Нам есть, чем гордиться
ВЫПИСКА ИЗ ПРИВИЛЕГИИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ, ПОЖАЛОВАННОЙ ИМ ДИКИМ ЛОПАРЯМ С МОРСКОГО БЕРЕГА НОРВЕГИИ ( 3 грамота )
Я, всемогущий Царь, Великий князь всех русских, милостиво повелел моим лопарям, что когда мои сборщики придут к ним в Лопскую землю для сбора нашей подати, то тогда должны они, наши фогды, отправляться в Кандалакшу и в Бабинец, и в Ловозеро, и в Санналь, и в Пасреки (Пас-реку), и в Нафдаум, и к Верх. Нядри, и в Волгюрку, и в Варяги, и в Сев. Конец.
А кони они обойдут Ва[...]рен и Сев. Конец, то должны возвращаться через Варяги, а из Варяги на Муткому, и к В[...]неттмасу, и на Владозеро.
А другой наш сборщик должен идти на Варсугур-конец, и на Терский конец, и на Лофозеро, и в Колдал [Кольскую долину?], и в Умбу. И эти наши сборщики не должны брать с собой больше людей, чем четверо на каждого.
И наши сборщики должны собирать подать у поименованных в соответствии с содержанием (т. е. зажиточностью. — В. В.) стойбиш, а когда с Кандалакшского конца будут давать нашим сборщикам дары товарами, то это должно быть 10 белок.
А переводчику, который переводит, ему должны они дать 1 белку, и его повару 1 белку, и его людям и слугам 1 белку. Из еды будут давать они ему и его людям 15 лососей, пока они не соберут нашу подать в Кандалакше, а когда он соберет в Кандалакше мою подать, и должен будет идти в Бабинец, то они должны дать ему дорожное снабжение (т. е. транспортные средства. — В. В.). В мою княжескую подать — по 15 кун от концов Бабинецкого, и Лофозерского, и от Саннали, и от Пас-реки, от Нядаму, и с Верх. Недрий, а с Судц-реки должны они поднести ему дар от каждого конца 1 лису или 21 белку и переводчику 1 белку, его повару 1 белку и его двум слугам 1 белку. А на пропитание давать им с каждого дыма 10 сигов и 1 щуку, а по скоромным дням должны они давать ему за 10 сигов и другой корм 1 окорок (это половина задней части оленя), и к тому же должны так же давать Мардеские лопари, и наш сборщик должен собрать с них мою княжескую подать и его собственные дары и пропитание из того же расчета, а от варяжского конца должны они давать ему с каждых двух дымов по три окорока мяса и пропитание и в дар давать им лису или 21 белку ему. А переводчику 1 белку и его двум слугам 1 белку.
А из Варяг отправляться ему в Норвежский конец, и быть там весной, и оттуда возвращаться ему в Варяги в день Рождества Иоанна Крестителя, а оттуда в Муткому и в Мономасс. И они должны давать ему в дар 1 лису с каждого конца или 21 белку и его 2 слугам — 1 белку. И пропитание они должны давать ему как в Варягах три окорока оленьего мяса, а затем отправляться ему из Мономасса в Надро, подняться по Коле-реке, и они должны снабдитъ его лодками и гребцами и рулевыми в достаточном для него количестве, и собирать ему подать у Дадрозера. Они должны давать ему в дар 1 лису или 21 белку, переводчику и повару каждому по 1 белке и его двум слугам 1 белку. А на корм должны они давать ему из имущества то, что он предложит дать. А от Ладрозера сопровождать им его с моей податью до Кандалакшских рубежей.
Писано в Москве в году 7025
В июле месяце По рождеству Христова году 1517
(пер. В. Е. Возгрина)
Текст воспроизведен по изданию: Грамоты великого князя Василия III сборщикам дани в Лопской земле // Вспомогательные исторические дисциплины, Том XXVI. СПб. 1998
Летом 2016 года Кандалакша отметила 490-летие со дня упоминания о ней в Ростовской летописи. В 1526 году в этом источнике впервые появляются сведения о нашем поселении, как о месте, где шло строительство и освящение Храма Рождества Иоанна Предтечи, однако, как оказалось, это не единственный исторический факт.
Были обнаружены еще уникальные документы – грамоты великого князя Василия III (отца Ивана Грозного) от 1517 года, в которых сборщикам дани в Лопской земле упоминаются топонимы – Кандалакшский погост, Кандалакша, Кандалакшский рубеж. Согласно этого исторического документа Кандалакша в 2017 году будет праздновать свой 500-летний юбилей.
Для средневековой Руси грамоты глав государства великих князей- это документы особой важности, отражающие многие вопросы внутренней и внешней политики. Российские археографы придавали им большое значение и давно стремились их публиковать. К настоящему времени почти все известные великокняжеские грамоты, хранящиеся в отечественных архивах, опубликованы. Тем более важно обнаружение текстов великокняжеской грамоты начала XVI в., хранящихся в зарубежных архивах. Это документы с богатым содержанием, охватывающим многие стороны жизни Крайнего Севера европейской России. И хотя обнаружены не подлинные русские документы, а лишь их список в переводе на датский язык (этот язык с 1397 г. был официальным языком Норвегии, подвластной в этот период датским королям), они имеют большую ценность для науки.
Переводы грамот Василия III на датский язык хранятся в Норвегии и Дании Четыре текста попарно в целом единого содержания, но несколько отличаются друг от друга. Их явно переводили в разных местах иногда переставляя отдельные части текста, иногда отекая отдельные подробности. Дата составления документов совпадает «7025 в июле лета по рождеству Христову 1517». Два оригинальных экземпляра перевода грамот хранятся в Копенгагенской королевской библиотеке , два других — в архиве северонорвежского города Тромсё . Для опубликования этих документов сделан перевод их на русский язык (попытка реконструкции перевода документов выполнена петербургским историком, действительным членом Датской Академии наук, д. и. н. В. Е. Возгриным). В первой и четвертой небольших по размеру грамотах рассматривается вопрос о морских промыслах на побережье Кольского полуострова, во второй и третьей, значительно больших по размеру, даны указания о сборе дани с лопарей
По своему археографическому типу вторая и третья грамоты могут быть означены как «наказная память». Они по сути являются инструкциями великого князя всея Руси Василия III его данщикам (сборщикам дани), собиравшим дань с лопарей. В инструкции даются указания, какие погосты должны объезжать русские, указываются лопарские селения и принадлежащие этим селениям участки тундры и лесотундры, с кого и в каком размере собирать дань, как вести себя данщикам с лопарями. Текст инструкции имеет важное значение для исторической географии Крайнего Севера России. Поскольку грамоты явно составлялись в Москве, поразительно, что в начале XVI в. в столице России в правительственных учреждениях имелись такие подробные сведения об этих отдаленных регионах.
А тем временем в этом разделе:
- Уникальный Фестиваль «Мне через сердце виден мир» прошёл в Зеленоборском - 25.11.2017 22:03:42
- Шеф-повар из Китая приехал в Кандалакшу учить готовить - 19.11.2017 18:23:50
- Ученики ДШИ привезли победу с международного фестиваля - 18.11.2017 09:38:58
- «Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография» В Кандалакше начнет свою работу выставка, посвященная 90-летию Кандалакшского района - 16.10.2017 18:21:14
- Кандалакша присоединилась к акции «Голубь мира» - 22.09.2017 14:21:26
Ещё нет комментариев. Станьте первым!
|