ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО

Опубликовано

ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО

Профессий много, но прекрасней всех – кино. Кто в этот мир попал – навеки счастлив стал. Ф. Хитрук


История кинотеатра «Нива» неразрывно связана с историей города. 
Кинотеатр «Нива» гостеприимно распахнул свои двери для посетителей в 1961 году (ранее, кандалакшане знакомились с новинками кинематографа в менее комфортных условиях, в кинотеатре «Маяк», занимавшем помещение старой церкви). Здание имело паровое отопление с собственной кочегаркой (централизованное отопление появилось только в 1976 году). Вход в нее – со стороны здания администрации, рядом – железный люк, через который осуществлялась подача угля.
Дирекция киносети, созданная еще до войны, занимала правый край помещения. Руководили ею Угрюмов Михаил Афанасьевич, Долгова Людмила Васильевна и Полевая Евгения Георгиевна. Дирекция координировала работу 5 киноустановок.
Кинотеатр был в прямом подчинении у дирекции киносети, однако имел своих руководителей  -   Лопинцеву Марию Никитичну, Хокканен Маргариту Изосимовну, Тютереву Людмилу Васильевну и Емельянову Елену Евгеньевну. 
Фильмы получали по почте, с военного проката, на узкой и широкой пленке, в железных банках весом около 10 кг каждая. Одной части фильма хватало на 10 минут, поэтому работали на двух киноаппаратах. Как только в правом верхнем углу пленки появлялись точки, свидетельствующие об окончании показа, оператор запускал мотор второго аппарата, включалась лампа, опускалась заслонка и на экране, незаметно для зрителя, транслировалось продолжение картины. Это называлось «переходом с поста на пост». Случалось, что во время показа происходил обрыв пленки. Опытные киномеханики справлялись с проблемой практически «вслепую».  Остановка показа фильма приравнивалась к чрезвычайному происшествию. Информация заносилась в журнал и виновные лишались премии. 
Зарубежных фильмов в прокате было мало. Они ввозились в СССР на определенный срок. Из-за повышенного спроса у населения эксплуатировались активно, что способствовало быстрому износу пленки и постоянным обрывам во время показа. Длительность фильма сокращалась еще и цензурой, особенно в рамках возраста «до 16 лет». Были случаи, когда из 2 часового фильма оставалось около 1,5 часов, однако, нужно отметить, что зрители относились к происходящему с пониманием.
Афиши кинофильмов оформляли художники. Использовали побелку и гуашь, в которую добавляли клей, чтобы информация сохранилась при неблагоприятных погодных условиях. 
Репертуарный план обновлялся ежемесячно. Вместе с фильмами директор получал набор металлических матриц с названием фильмов, для печати в типографии. Обязательным было указание артистов, снявшихся в фильме. На них, как правило, и шли. Бывали случаи, когда у кандалакшан появлялась возможность увидеть звезд воочию. В город приезжали Матвеев, Ладынина, Г.Польских, Б.Хмельницкий. 
Коллектив кинотеатра был очень дружный. На каждую киноустановку было по два киномеханика. Рабочий день длился с 11.00 до 24.00. Детские сеансы демонстрировались до 13.00, а после, с интервалом буквально в 10 минут – взрослые. Во время показа зарубежных фильмов – были аншлаги. Работали одновременно по 3 билетные кассы. По ночам коллектив менял экраны (полотно 6х11 м натягивалось и пришнуровывалось к каркасу, чтобы поверхность была идеально гладкой. В других кинотеатрах это делали специальные бригады из  Управления кинофикации города Мурманска. У нас же – сами инженеры Черноков Глеб Алексеевич и Тармосин Александр Сергеевич, старший киномеханик Костенко Вячеслав Васильевич).
Работники кинотеатра активно работали с населением города. Печатали абонементы для образовательных учреждений. Это была листовка стоимостью 10 копеек, а на ней – тематические научно-популярные фильмы: «Светофор» (правила дорожного движения), «В гостях у сказки», о природе и т.д. Перед каждым показом – выступление специалиста.  Детский дом был подшефной организацией у кинотеатра. Работники показывали для них фильмы каждый четверг месяца.
Первые киноаппараты работали на двух углях, образующих между собой световую дугу. Позднее, в 1972 году стали использоваться ксеноновые лампы, которые светили намного ярче, однако были взрывоопасны. Постоянная работа принудительной  вытяжки  снижала загазованность и понижала  температуру.
Посещение кинотеатра приравнивалось к праздничному мероприятию. Жители города были красиво одеты и, в большинстве своем, приходили парами. Последний ряд кинозала пользовался большой популярностью у молодежи. Его называли «для поцелуйчиков». Зрительный зал был рассчитан на 504 посадочных места.

90-е годы для кинотеатра стали испытанием. С появлением видеомагнитофонов и видеосалонов опустел зрительный зал, да и с прокатом возникли сложности. Фильмы приходилось заказывать по почте аж из Екатеринбурга. Выручали коммерсанты, которые давали фильмы в прокат, за определенную плату. Кинотеатр перешел практически на самоокупаемость. В конце 1995 года дирекция киносети и кинотеатр «Нива» были упразднены. В здании кинотеатра разместился ГКЦ (городской культурный центр) с одноименным названием «Нива».


В 1976 году, во время ремонтных работ, связанных с переходом на централизованное отопление, работники нашли 5 рублевую банкноту, аккуратно положенную под подоконник. В этом году новая история кинотеатра отметила 5-летний юбилей, а здание кинотеатра «Нива» - 55-летний юбилей. Может быть эта счастливая пятерка – символ отличного будущего? Тогда в добрый путь, наш любимый кинотеатр «Нива»!













Комментарии

Ещё нет комментариев. Станьте первым!



© 2021 - Цитирование материалов сайта допускается при активной гиперссылке на страницу с текстом цитирования, чётко различимой по цвету от остального материала страницы.