Традиция, хранимая веками: Масленица

Опубликовано

 Издревле Масленица была и есть общенародное торжество, облачённое в определённый смысл: не только попрощаться с зимой и распахнуть объятия весне, но и встретиться друг с другом, избавиться от застарелых обид, простить ближнего, примириться с ним. И так не случайно. Ведь, как ни крути, а у этой недели (её называют Сырной), предваряющей Великий Пост, две традиции – церковная и светская.

 

 В народе Масленица не что иное, как семидневное веселье, посвящённое проводам зимы и заканчивающееся праздничной встречей весны. Это гостеприимные застолья, массовые гуляния с играми, интересными обрядами. В конце концов, это прекрасная возможность вынырнуть из своих квартир и ощутить себя членом большой человеческой семьи. Однако и в русской церковной жизни, человек, глядя на возрождающуюся природу, стремится к изменениям. Прежде всего, своей внутренней духовной природы. В этом смысле языческая традиция получила вполне логичное христианское наполнение.

 

 «Сразу поправлю, – подхватывает диалог настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи отец Силуан, – Масленица не праздник. А временной период, предшествующий началу Великого Поста. Отсюда – «масленичное» свойство – особенная радость и возможность человеку чуть-чуть расслабиться. Но не значит, пускаться во все тяжкие…»

 

 Сразу заметим: с настоятелем нашей церкви общаться тоже в радость. Ибо отец Силуан объясняет понятно и при том мнение своё никому не навязывает (почему – читатель, скорее всего, догадается, добравшись до конца этой статьи).

 

 «Впереди – другой режим, – продолжает наш собеседник. – И в питании, и в супружеской жизни, и в богослужении… Великий Пост связан с определёнными ограничениями. И потому... ЧТО сейчас важно? Наверное, суметь запастись житейской радостью и с таким багажом идти дальше…»

 

А дальше каждый пойдёт, как говорится, своей дорогой. Что касается православных христиан, для них Масленичная неделя – то время, когда неплохо бы уладить свои мирские дела, чтобы в последующие 47 дней посвятить себя заботе об исцелении души. Цифра 47 здесь тоже не случайна: Великий Пост – это на самом деле два поста. Четыредесятница и следующая за ней Страстная Седмица. «Венцом» данных событий и всей христианской жизни является Пасха – Светлое Христово Воскресение. В этом году праздник выпадает, кстати, на день присвоения Кандалакше статуса города – на 20 апреля.

 

Великий Пост, по словам настоятеля кандалакшского храма, несёт сугубо церковную функцию и для людей раскрывается по-разному. Каждый проходит это по-своему, неся свой великопостный подвиг. «И это нужно принять, – говорит отец Силуан. – Если ты верующий, Господь даст тебе возможность понести этот режим».

 

Сказать, что Масленица есть подготовка к Великому Посту, было бы не совсем справедливо. Конечно, в среду и пятницу уже не совершается Божественная литургия и читается покаянная молитва преп.Ефрема Сирина. Кроме того, в это период, например, из рациона исключаются мясные продукты. И всё же… Подготовка в главному посту – это аж целых четыре недели, которые в определённом смысле настраивают человека на то, что в ближайшее время нужно постараться как бы подняться над бытом и повседневностью. А «подняться», действительно, важно. Независимо от того, насколько ты религиозен.

 

 Под «финал» нашего интервью отец Силуан напомнил, пожалуй, о главномчеловеку предоставлена удивительная свобода в выборе мировоззрения, но эта свобода предполагает великую ответственность за всё, что ты делаешь. Понять сие – крайне важно. Потому, что «живя с этим– заключает наш настоятель, – можно измениться к лучшему».

 

Беседовала Ирина Грачёва

 

 













Комментарии

Ещё нет комментариев. Станьте первым!

© Цитирование материалов сайта допускается при активной гиперссылке на страницу с текстом цитирования, чётко различимой по цвету от остального материала страницы.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru