Вообще-то островов было восемь. Олений — самый большой. Остальные, расположенные рядом, потом были засыпаны опилками и щепками. А по соседству кипело гигантское производство, работали лесопильные заводы. Они принадлежали финским, шведским, английским капиталистам, а также русскому лесопромышленнику, купцу первой гильдии Николаю Русанову. Было это 100 с лишним лет назад.

Золотые годы

Тогда на этих островах шумели вековые сосны. Одна такая стоит неподалеку от здания завода и по сей день. Видно, пожалели, оставили ее как память о былых временах. Старожилы не без ностальгии рассказывают, какая жизнь тут кипела еще в 60-х годах прошлого века. Это сейчас в поселке прописано чуть больше 300 человек, да и то живут не все. А полвека назад почти две тысячи проживало. Но ничто не сравнится с Лесозаводским столетней давности. Золотые годы! Шведские и английские лесопромышленники привозили сюда все тогдашние технические новинки. На заводах работали дизельные машины, в домах — электричество. Первая лампочка загорелась тут немногим позже, чем в Москве и Петербурге, — в 1894 году. К пристаням причаливали океанские суда, тут их грузили лесом и отправляли на экспорт вокруг Европы — в Англию, Испанию, даже в Египет.

Завод на острове Олений был одним из самых мощных на Севере России. Четыре паровые машины, шесть пилорам, более 300 рабочих. Владелец — швед Арент Бергрен. После революции все производство советская власть национализировала. Позже проведена модернизация, закуплены новые машины.

Между тем леса в округе становилось все меньше и меньше. Закончилось все тем, что в начале 90-х производство закрылось, рабочих уволили. 20 лет назад шведские предприниматели попытались реанимировать завод, закупили новую технику, подремонтировали старые пилорамы. Не удалось, слишком нерентабельным оказалось производство и транспортировка леса отсюда, дешевле рубить и пилить сосны в Карелии. Завод снова остановился, а в 2003 году сгорел. Сейчас, как напоминание о своей вековой истории, он стоит на берегу моря — только стены и труба из красного кирпича и остались, украшают окраину поселка.

 

 

Море огня

— В то лето стояла ужасная жара, все высохло, а вокруг-то щепки да опилки! — рассказывает старожил Лесозаводского Анатолий Ларионов. Потомственный помор, его мама родом из Кашкаранцев, отец приехал с Онеги. На завод Анатолий Васильевич пришел в 16 лет, так всю жизнь и отработал. — Жара стояла, а «металлисты» болгаркой пилили железо. Вот искры и попали в горы опилок.

— Если бы, — говорит, — ветер южный подул, весь поселок сгорел бы, такое пламя было! А так на залив огонь пошел, аж на той стороне лес загорелся!

 

Фото: Лев ФедосеевАнатолий Ларионов
Анатолий Ларионов

 

В общем сгорел старый завод. И кончилась целая эпоха. Сегодня в Лесозаводском промышленных предприятий нет совсем, но жизнь продолжается.

С Анатолием Ларионовым мы встретились в местной общественной бане. Вместе с товарищем-земляком он приходил попариться. Ходят в баню старики со своим тазиком, в парилке не спешат. Баня суеты не терпит, надо и похлестать себя веничком, передохнуть, поговорить, былые времена повспоминать.

 

Фото: Фото из архива школы ЛесозаводскогоЛесозавод в 60-е годы
Лесозавод в 60-е годы

 

— Раньше-то, до 70-х годов, мы совсем на острове жили. С Большой земли на лодках перебирались, паром тут ходил. А потом решили уже дамбу построить. Но чаще по морю добирались до райцентра. В Кандалакшу из Лесозаводского и Ковды катер ходил по расписанию или пароход. Люди ездили: кто — в больницу, кто — по магазинам...

«Почему я водовоз?»

Хозяйка в бане — Светлана Колосова. Она и топит, и убирает, и билеты продает. А в предбаннике целый музей устроила.

— Много всяких старых, ненужных вещей у людей по сараям валяется. Вот они мне и приносят. Часы с кукушкой, старые чугунные утюги, самопрядки, коромысла. Сейчас у детей спросишь, что это, — и не ответят! — рассказывает Светлана.

Баня — один из главных, самых посещаемых объектов поселка. Без бани тут никак нельзя! Все дело в том, что водопровода в Лесозаводском никогда не было и нет, а значит, в домах — ни ванн, ни душа. Хотя воды-то вокруг островов — море, но она соленая. Пресную возят в цистерне на машине три раза в неделю.

 

Фото: Лев ФедосеевВодовозы Дмитрий Тюфтин и Николай Маковеев
Водовозы Дмитрий Тюфтин и Николай Маковеев

 

Согласитесь, водовоз — редкая нынче профессия. Дмитрий Тюфтин и Николай Маковеев — люди уважаемые и в Лесозаводском, и в соседней Ковде, куда также привозят воду. Потому как «без воды — и ни туды, и ни сюды». В старину говорили: «Не ссорься с водовозом, а то будешь пить воду с навозом», — развозили то питье в деревянных бочках на лошадях. Сейчас в цистерне на грузовике. Зимой приходится делать три ходки, развозить по 12 тонн каждый день, летом — побольше требуется людям водицы.

Берут ее на роднике, расположенном неподалеку от поселка. Развозят по всему поселку, останавливаются около бочек и ведер, которые выставляют люди у своих дворов.

(Окончание следует.)